- Особенности бетонного пола
- Плюсы и минусы
- Основные преимущества
- Требования к устройству
- Какой марки бетон лучше выбрать
- Выбор бетонного покрытия
- Легкового
- Грузового
- Как сделать бетонный пол в гараже своими руками
- Расчёты
- Необходимые материалы и инструменты
- Состав и пропорции бетона для пола в гараже
- Компоненты
- Пропорции
- Подготовительные работы
- Подготовка основания
- Отметка нулевого уровня
- Расчет толщины слоев ПГС
- Материалы для подсыпки
- Делаем подушку под бетонный пол
- Демпферный зазор
- Теплоизоляция
- Гидроизоляция
- Заливка чернового пола
- Армирование
- Установка маяков
- Финишная стяжка
- Способы упрочнения и обеспыливания
- Железнение
- Окрашивание
- Грунтование
- Топпинг
- Мытый (промывной) бетон
- Укладка керамогранита
- Смотровая яма
- Уход за бетоном
- Проблемы, с которыми часто сталкиваются
- Рекомендации
Особенности бетонного пола
Бетонный пол — самый надежный вариант для гаража, но, конечно, его нельзя оставлять в первозданном виде
Бетонный пол — это традиционный гаражный пол. В чистом виде он не очень привлекателен и представляет некоторые функциональные трудности. Для их устранения разработано несколько вариантов обеспыливания и покрытия бетона:
- нажмите;
- отделка керамогранитом;
- установка наливного пола на минеральную, полимерную или эпоксидную основу;
- окраска.
Прочностные характеристики покрытия во многом зависят от марки бетона и соблюдения технологии его заливки. Не менее важно, что является основанием, «лепешкой», на которую заливается стяжка.
Устанавливая бетонный пол в неотапливаемых гаражах, нужно быть готовым к тому, что с наступлением весны мерзлый бетон начнет таять и влажность в помещении повысится. В результате на холодном металле будет конденсироваться влага. Качественная вентиляция гаража и правильное расположение влагостойкого верхнего слоя стяжки помогут устранить недостаток.
Плюсы и минусы
Бетон отличается высокой прочностью и огнестойкостью
Основные преимущества бетона — прочность и долговечность. Это неоспоримые преимущества, которые обеспечили широкое использование этого строительного материала. В гараже такой пол удобен благодаря стойкости к разного рода легковоспламеняющимся маслам, растворителям и жидкостям. Другие преимущества включают:
- пожарная безопасность;
- легко очищаемая поверхность;
- способность выдерживать значительные весовые нагрузки, в том числе неравномерные.
К недостаткам бетонного пола можно отнести:
- повреждение от удара острыми тяжелыми предметами;
- длительный период укрепления бренда (не менее 28 дней);
- сложность демонтажа.
Основные преимущества
Автолюбители, проектирующие бетонный пол в гараже, хотят понять, в чем его преимущества и недостатки по сравнению с латексом или деревом. Это покрытие устанавливается на открытых площадках, пандусах и подходит для утепленных закрытых автостоянок и гаражей.
Преимущества бетонного пола:
- продолжительность;
- бюджетный;
- универсальность;
- простота изготовления.
Вы можете смело ставить мотоцикл или машину на полностью промерзший, набравший силу пол — он выдержит вес, не рассыпется и не испортится.
Требования к устройству
Для получения ровной поверхности необходимо пол отшлифовать
Чтобы сориентироваться в соотношении прочности бетона и толщины его слоя, рекомендуется обратить внимание на требования к устройству бетонного пола в ангарах для грузовых автомобилей Euro. Стандартный «пирог» цоколя в этих комнатах выглядит следующим образом:
- песок — 10 см;
- щебень — 10 см;
- армированная стяжка — 10 см.
Следует отметить, что для получения ровной поверхности пола недостаточно выровнять бетон по маякам при заливке. Гладкая поверхность достигается шлифовкой специальными станками или устройством наливного пола. Также для этого на стяжку укладывается керамогранит.
Внимание! Перед заливкой пола необходимо позаботиться о наличии смотровой ямы, если это предусмотрено конструкцией гаража.
Требования к устройству бетонной стяжки закреплены в СП 29-13330-2011 «СНиП 2.03.13-88 Полы»:
- Минимальная толщина бетонного слоя — 20 мм.
- При укладке материалов для звукоизоляции или теплоизоляции минимальная толщина стяжки составляет 40 мм.
- При прокладке коммуникаций по плоскости нижнего этажа рекомендуемая толщина бетонного слоя на 10-15 мм больше сечения труб.
- Торцевые поверхности необходимо покрыть влагостойким покрытием (грунтовкой или влагостойкой краской).
- После совмещения с маяками рабочие швы заливаются цементным раствором и разглаживаются.
- Для устройства стяжки используется просеянный песок, гравий или щебень фракцией 5-15 мм, цемент М150 для производственных помещений и М300-М400 для жилых помещений.
- Для усиления стяжки необходимы металлические сетки с ячейкой 100х100 мм или 150х15 мм.
- Армирование проводится толщиной бетонного слоя 40 см.
Какой марки бетон лучше выбрать
Перед выбором бетона ознакомьтесь с требованиями СНиП
Для устройства пола в гараже можно заказать заводской бетон или приготовить его самостоятельно с помощью бетономешалки. При выборе марки бетона руководствуются требованиями СНиП:
Тип покрытия | Минимальная толщина (мм) | Марка бетона | Время отверждения (марка крепости, дни) |
Армированная стяжка | 50-70 | M200-M350 | 28 год |
С объемным наполнением | Не менее 40 мм | M600-M700 | 7-8 |
Железобетонные перекрытия | Не менее 40 мм | 500-М550 | 7-8 |
Железобетонные полы, подвергнутые пескоструйной очистке | Не менее 40 мм | 400-М500 | 7-8 |
Цементное волокно | Не менее 40 мм | M200-M350 | 28 год |
По отзывам владельцев гаражей, для автомобилей достаточно залить железобетонный пол толщиной 70 мм (без учета амортизирующей «подушки»). Затем нанесите 2 слоя грунтовки и обновляйте покрытие каждые шесть месяцев. Оптимальная марка бетона — М300.
Выбор бетонного покрытия
Важным критерием выбора будущей бетонной облицовки является торговая марка. От него будет зависеть прочность пола, долговечность и пропорции компонентов. Правильный подбор состава смеси с учетом требований к производимой закладке — половина успеха.
Важный момент связан с самим основанием: пол будет укладываться на землю или поверх имеющейся «старой» облицовки. Вероятно, потребуется вскапывание верхнего слоя почвы (в первом случае) и обязательное приспособление для приготовления щебня.
Для начала потребуется разметка: какой будет толщина пола, где нанести линии на стенах, обозначающие верхний край будущего покрытия. Состав «пирога», непосредственно предшествующего бетонному полу, следующий: слой песка без добавок глины, не речной (до 5 сантиметров), над ним — щебень (около 10 сантиметров). И уже в самом конце будет лежать монолитная плита толщиной не менее 10 сантиметров.
Легкового
Для маленькой машины, маленькой машины определяющим фактором является толщина щебня и бетона — около 100 миллиметров каждый. Неплохо, если верхний край готовой обшивки будет на одном уровне с уровнем земли за воротами, чтобы не образовывался подоконник — гаражом удобнее пользоваться, садиться и выходить.
В качестве арматуры подойдут металлические сетки диаметром 5-6 миллиметров — это повысит прочность конструкции.
Грузового
Для микроавтобуса, грузовика требования к основанию более жесткие: толщина щебня и плит увеличена вдвое, а в качестве каркаса используются арматурные стержни или сварная сетка из проката диаметром 1-12 миллиметров. Соответственно, следует использовать марку бетона не ниже М400.
Как сделать бетонный пол в гараже своими руками
Автовладельцы, желающие обустроить гараж, думают, как лучше сделать стяжку. Конечно, это бетонный раствор, позволяющий бетонировать надежный фундамент, который отличается:
- Более длительная продолжительность.
- Простота дизайна.
Комфортность нахождения в гараже во многом зависит от того, правильно ли сделан пол
- Устойчивость к ГСМ, агрессивным препаратам, химическим реагентам.
- Увеличенная продолжительность.
- Легкость очистки.
- Износостойкий.
- Устойчив к влагопоглощению.
Задумываясь о том, как сделать наливной пол своими руками, необходимо ознакомиться с последовательностью работ.
Важно! Замеры при возведении бетонного основания следует проводить в готовом гараже, оборудованном крышей. Это обеспечивает качество выполняемых работ и предотвращает негативное влияние погодных факторов.
Рассмотрим последовательность, в которой правильно выполнять работу:
- Удалите имеющееся напольное покрытие.
- На участке гаража сформируйте яму глубиной 20-25 см.
- Расстелите гравийную подушку слоем 10-15 см.
- Тщательно утрамбовать массив, обеспечить выравнивание поверхности.
- Уложите гидроизоляцию на основе рубероида или полиэтилена.
Один из самых распространенных — бетонный пол в гараже
- Для утепления пола наложите горячий пенополистирол поверх гидроизоляции.
- Соберите арматурный каркас из прутьев диаметром 1 см, связав их проволокой.
- Укрепите, установив каркас с расстоянием от поверхности 50 мм.
- Приготовьте бетонную затирку по стандартному рецепту.
- Установите фары, образуя уклон в сторону ворот, равный 3-4 градусам.
- Изготовление бетона, заливка за один прием.
- Выровняйте полученную массу бетона.
- После высыхания бетона отшлифуйте поверхность стяжки.
- Накройте или покрасьте поверхность, чтобы на основании не было пыли.
Внимание! Поверхность основания необходимо тщательно отшлифовать, чтобы обеспечить стойкость нанесенного декоративного покрытия или краски.
Расчёты
Рассчитать этаж можно с помощью специальных калькуляторов
Чтобы установить пол в гараже, необходимо провести ряд расчетов на необходимое количество бетона и оптимальную толщину его слоя. Для выполнения этих задач разработаны специальные калькуляторы, учитывающие:
- расчетная весовая нагрузка;
- необходимость зацементировать смотровую яму и площадку перед входом;
- конкретная степень;
- весовые характеристики компонентов раствора;
- 10% запас материалов.
Для самостоятельного приготовления бетона марки М300 замешивается состав из следующих компонентов:
- бетон М400 — 1 часть;
- просеянный песок — 1,9 части;
- гравий или щебень — 3,7 части.
Оптимальные параметры стяжки:
- для гаражей с автомобилем толщина пола 50-70 мм;
- для гаража на две машины — 80-100 мм;
- армирование осуществляется дорожной сетью Вр1 сечением проволоки 8 мм и размером ячеек 150-150 мм;
- толщина песчаного слоя — 50-70 мм;
- толщина «подушки» из гравия или щебня составляет 120–150 мм.
Внимание! Сетка для армирования стяжки не подходит, так как выдерживает нагрузку только при растяжении в горизонтальном направлении.
Необходимые материалы и инструменты
Инструменты для заливки бетонного пола в гараже очень обширны
Для заливки пола в гараже потребуется провести большой объем земляных работ и при необходимости сделать сетку для армирования своими руками. Для выполнения всех задач вам потребуются инструменты:
- бетономешалка;
- садовые носилки или тачка с пневмоколесами;
- штык и лопаты;
- рулетка;
- лазерный уровень;
- ведро с прочной ручкой;
- тряпки;
- щетка с жесткой щетиной;
- фары;
- правило (можно заменить на плоскую доску).
необходимо подготовить материалы:
- бетон М400;
- песок;
- глина;
- щебень или мелкий гравий;
- цементный пластификатор (продается в жестяных банках);
- арматура сечением 8 мм или готовая сетка для армирования стяжки;
- гидроизоляционные материалы: битумная мастика, рубероид, специальные мембраны.
Состав и пропорции бетона для пола в гараже
Состав бетонной смеси очень простой. В его состав входят следующие компоненты: связующее, заполнители и вода. Мы расскажем о них подробнее прямо сейчас.
Компоненты
- Связующее
Это конкретно. Как уже было сказано выше, для бетонного пола подходит бетон М400 и М500. Это основной компонент, который вступает в реакцию с водой и затвердевает, образуя монолитную структуру. Цемент должен быть сухим и приобретаться накануне бетонных работ. Это связано с тем, что данный материал сохраняет наилучшее качество всего два месяца со дня изготовления. - Большой заполнитель
Обычно здесь используется щебень из гранита. Для экономии можно устроить нижний слой из фракции 20-40, а верхний (более гладкий) слой из фракции 5-10 или 5-20. Гранитный щебень производится не во всех регионах, поэтому он может быть очень дорогим из-за высокой стоимости доставки. В этом случае вы можете заменить его на различный щебень.
Часто рекомендуется использовать керамзит. Это допустимо, но помните, что такой наполнитель содержит много пор. Если в них попадет вода и замерзнет, из-за расширения наледи конструкция потрескается. Поэтому очень важно организовать хорошую гидроизоляцию.лучше не добавлять в бетонный раствор второстепенные материалы, такие как битый кирпич или битый бетон. Да, они позволяют значительно удешевить смешивание, но обладают невысокой прочностью. Это также может вызвать появление трещин в полу. - Мелкий заполнитель
Оптимальный вариант — речной или карьерный песок (но всегда мытый). Песок не должен содержать посторонних примесей в виде глины, плодородной почвы, травы, листьев и прочего мусора. Он должен иметь естественную влажность, то есть не быть мокрым. Если нет, вам нужно будет отрегулировать процентное содержание воды в смеси. Выбирайте песок с размером зерен от 2 до 3 миллиметров в диаметре.
Вы также можете использовать фильтрующую фракцию 0-5 или 0-10. По характеристикам превосходит песок. Но, как и щебень, грохочение проводится не во всех регионах. Если поблизости нет гранитных карьеров, от покупки такого материала лучше отказаться. - Водопад
Для ответственных работ в бетонную смесь добавляют специальную воду. Для этого даже был разработан специальный ГОСТ 23732-2011. В нем подробно описаны такие требования, как кислотность, химический состав и так далее. Без лабораторного тестирования вы не сможете выполнить все эти требования. Поэтому в частном строительстве для бетона используется обычная проточная вода из колодца или колодца. На нем не должно быть осадка, масляной пленки и резкого запаха.
Пропорции
Стандартными пропорциями для приготовления бетона считаются:
- Бетон (М400 или М500) — 1 часть
- Крупный заполнитель — 4 части
- Мелкий заполнитель — 2 части
- Вода — 0,5-1 часть
В этом случае у вас должен быть бетон, наиболее близкий к маркам М200 (В15) или М250 (В20). Увеличивая массовую долю цемента, можно получить более высокие марки.
Ниже мы приводим конкретные пропорции компонентов для получения бетона той или иной прочности.
Пропорции для бетона М100 (В7.5):
Компоненты | Цемент М400 | Цемент М500 |
Цемент | 1 | 1 |
Большой заполнитель | 7 | 8.1 |
Мелкий заполнитель | 4.6 | 5,8 |
Водопад | Не более 1 | Не более 1 |
Пропорции для бетона М150 (В10):
Компоненты | Цемент М400 | Цемент М500 |
Цемент | 1 | 1 |
Большой заполнитель | 5,7 | 6,6 |
Мелкий заполнитель | 3.5 | 4.5 |
Водопад | Не более 1 | Не более 1 |
Пропорции для бетона М200 (В15):
Компоненты | Цемент М400 | Цемент М500 |
Цемент | 1 | 1 |
Большой заполнитель | 4.8 | 5,6 |
Мелкий заполнитель | 2,8 | 3.5 |
Водопад | Не более 1 | Не более 1 |
Пропорции для бетона М250 (В20):
Компоненты | Цемент М400 | Цемент М500 |
Цемент | 1 | 1 |
Большой заполнитель | 3.9 | 4.5 |
Мелкий заполнитель | 2.1 | 2,6 |
Водопад | Не более 1 | Не более 1 |
Пропорции для бетона М300 (В22.5):
Компоненты | Цемент М400 | Цемент М500 |
Цемент | 1 | 1 |
Большой заполнитель | 3,7 | 4.3 |
Мелкий заполнитель | 1.9 | 2,4 |
Водопад | Не более 1 | Не более 1 |
Пропорции для бетона М400 (В30):
Компоненты | Цемент М400 | Цемент М500 |
Цемент | 1 | 1 |
Большой заполнитель | 2,7 | 3.2 |
Мелкий заполнитель | 1.2 | 1.6 |
Водопад | Не более 1 | Не более 1 |
Все пропорции указаны по частям, поэтому вы можете измерять компоненты в ведрах, лопатках или других контейнерах. Как видите, бетон всегда требуется деталь, а вода — не более 1. Что это значит?
Чем выше содержание воды в смеси, тем проще ее укладывать. Но здесь возникает другая проблема: при высокой подвижности бетона снижается его прочность. Поэтому максимальное соотношение воды к цементу — 1: 1. Добавлять воду лучше небольшими порциями, пока смесь не приобретет достаточную пластичность.
Как правило, для большей точности следует учитывать соотношение воды и цемента. Он будет индивидуальным для разных марок бетона:
Количество воды (в литрах) на литр цемента для приготовления бетона разной прочности | |||
Марка (класс) бетона | Цемент М300 | Цемент М400 | Цемент М500 |
M100 (B7.5) | 0,75 | 0,85 | 0,95 |
M150 (B10) | 0,65 | 0,75 | 0,85 |
M200 (B15) | 0,55 | 0,63 | 0,71 |
M250 (B20) | 0,5 | 0,56 | 0,64 |
M300 (B22.5) | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
M400 (B30) | — | 0,4 | 0,46 |
Можно отметить, что с повышением марки бетона содержание воды в растворе уменьшается. Следовательно, для приготовления низкопрочного бетона М100 (В7,5) соотношение воды и цемента (М500) практически такое же. Но для бетона М400 на том же бетоне потребуется вдвое больше воды.
Теперь вы знаете, каким бетоном заливать пол гаража. Мы рассмотрели различные марки бетона, подходящие для этих целей, изучили состав смеси и пропорции, в которых необходимо смешивать компоненты. Подводя итог, скажем, что оптимальным выбором для небольшого гаража будет бетон М200 (В15) или М250 (В20), сделанный из гранитного щебня, промытого речным или карьерным песком, а также бетон М400 или М500. Если вы не хотите тратиться на доставку готового бетона, вы можете приготовить смесь самостоятельно по рецептам, приведенным в этой статье.
Подготовительные работы
Профессионалы не советуют обустраивать стяжку прямо на земле. Дело в том, что пол гаража будет соответствовать описанным выше требованиям только тогда, когда хорошо подготовлено основание для напольного покрытия.
Последовательность действий при выполнении этой работы будет следующей:
- Грунт для пола гаражного здания удаляется примерно на глубину 30-35 сантиметров. Таким образом освобождается пространство для подушки — основы будущей обивки. Определяя, с какой периодичностью заливать пол гаража, руководствуются высотой бордюра, расставленного вокруг подвала.
- Грунт на остальной площади гаража уплотняется и на его поверхность укладывается смесь песка и гравия слоем 8-10 см. Его следует максимально утрамбовать. Сверху укладывается слой гравия аналогичной толщины. При необходимости вместо щебня устроить теплоизоляцию, взять керамзит и разровнять.
- Затем нужно приступить к устройству гидроизоляции с помощью рубероида или плотной полиэтиленовой пленки. Кусочки материала необходимо соединить плотно, для чего их укладывают внахлест в 20 сантиметров. Необходимо, чтобы слой гидроизоляции захватил стены здания примерно на 15-20 сантиметров.
- Поверх гидроизоляции монтируют армирующую сетку, фиксируя ее скобами. На нем выставляется по уровню фар, с помощью оцинкованных профилей или фурнитуры. Эти элементы фиксируются сваркой или быстросхватывающимся цементным раствором.
После завершения подготовки поверхности пола дают застыть раствору на маячках (в случае, если вы выберете такой способ крепления). Верхушка парапета смотровой ямы также будет выступать в качестве ориентира.
Все маяки выставляют по уровню, добиваясь максимальной горизонтальности. Можно сделать небольшой уклон в 1-2 градуса к въезду в гараж и таким образом упростить процедуру уборки в будущем.
Подготовка основания
Бетонный пол гаража сделан на земле. Но чаще всего сам грунт не является достаточно надежным и плотным фундаментом, поэтому необходим базовый прибор — подушки из щебня и песка. Подготовительные и обязательные работы: снятие плодородного слоя, вплоть до очистки почвы. При плодородном слое удаляются органические вещества и большинство микроорганизмов, а в чистой почве их содержится в минимальном количестве.
Первый этап устройства бетонного пола в гараже — снятие плодородного слоя
Отметка нулевого уровня
В результате вы получаете котлован определенной глубины. В него будут насыпать гравий и песок, но чтобы понять, достаточна ли его глубина или чрезмерна, необходимо определиться с «нулевым» уровнем пола. Удобно, если пол находится на одном уровне с порогом ворот. Часто делают это чуть ниже порога, но тогда воду придется как-то слить, и обязательно будет если не весной-осенью, то зимой из талого снега.
Отметьте нулевой уровень этажа по периметру стен. Удобнее всего это сделать с помощью самолетостроителя (нивелира или электронного уровня). Включите устройство, чтобы отобразить горизонтальную плоскость, установите ее на нужный уровень и проведите по радиусу.
с лазерным уровнем легче работать
Если нет лазерного уровня, используйте водяной уровень. С ним не так уж и удобно — надо много раз переносить отметку по всем четырем стенам. Эти отметки соединены прямой линией, вместо линейки можно использовать пузырьковый уровень, заодно можно проверить, правильно ли вы поставили все отметки.
С уровня воды придется перенести отметки на все стены
Расчет толщины слоев ПГС
В результате этих работ у нас есть котлован и цокольный этаж. Теперь вы можете рассчитать толщину слоев, необходимую для достижения желаемой высоты. При этом необходимо исходить из следующих габаритов:
- оптимальная толщина бетонного пола в гараже (при наличии легкового или легкового транспорта) — 10 см;
- минимальная толщина слоя щебня — 10 см;
- песок — не менее 5 см;
В сумме получается, что яма не должна быть глубже 25 см. И это без учета напольного покрытия. Если просто обработать бетонный пол пропиткой или краской, то дополнительных сантиметров не потребуется, для любого другого покрытия добавьте необходимую толщину.
Конструкция бетонного пола в гараже
Получив конкретную цифру, можно наметить количество песка и гравия. Если слои очень большие, можно насыпать и уплотнять почву (но не плодородный слой) внизу. Если глубины котлована не хватает, вынимаем больше камня.
На стенах гаража можно сделать отметки, с помощью которых можно будет проверить толщину слоев. При небольшой ширине гаража — около 2 метров — этих отметок вполне достаточно. Если гараж больше, поставьте посередине еще несколько колышков и отметьте их тоже. Понятно, что все знаки должны быть на одном уровне. Опять же, это удобно делать с помощью уровня. Другой способ — взять плоский брус или доску и прикрепить к отмеченным отметкам. Положите уровень поверх доски / планки. Если все настроено правильно, пузырек будет посередине.
Если вы планируете проделать яму в гараже, самое время выкопать под ней котлован. Если котлован с кирпичными стенами, можно сразу заливать бетонный пол. Пока вы заливаете бетон в гараже, он наберет необходимый запас прочности и можно будет укладывать стены. Их можно прогнать, предварительно засыпав подушку щебнем и песком на полу.
Материалы для подсыпки
Для обычного бетонного пола в гараже лучше брать не гравий, а щебень. Гравий с его закругленными краями никогда не будет уплотнен до необходимой степени. А если основание под бетон будет неустойчивым, то лопнет даже толстая армированная плита. Поэтому импортируем щебень средней и мелкой фракции. В среднем 60-70%, остальное мало.
Подушка изготовлена из уплотненного щебня и песка
К качеству песка для подушки особых требований нет. Важно, чтобы в нем не было глиняных включений, но его можно (и нужно) просеять перед укладкой.
Делаем подушку под бетонный пол
Первым делом выровняйте дно ямы. Убираем неровности, заделываем углубления, уровень доводим до горизонта. Не думайте, что бетонный пол в гараже можно сделать с нарушениями. Можно, но тогда плита сломается, придется делать это снова.
Теперь берем виброплату (можно арендовать) или ручную трамбовку и уплотняем грунт. Попутно снова выравниваем самолет. Когда почва утрамбуется, щебень можно выливать. Они не заполняют сразу весь объем — мазок 10 см ненормально. Максимальный слой — 5 см, но лучше 3-4. Заливаем необходимую часть, распределяем, разравниваем (граблями), достигая примерно такой же толщины. Возьмем трамбовку или виброплиту и трамбовку.
Лучше утрамбовать виброплитой
Это сжатие щебня очень важно при устройстве бетонного пола в гараже: определенное количество щебня забивается в землю. В результате он становится еще более плотным, увеличивается несущая способность, исключается возможность провисания. Сдавливания достаточно, если при ходьбе по поверхности не остается следов. Аналогичным образом утрамбовываются все порции щебня, доводя их до необходимой толщины.
На утрамбованный щебень насыпают песок. Его тоже делят на части по 2-3 см. Особенность пескоструйной обработки: его нужно смочить, еще говорят — залить. Влажный песок уплотняют, снова ориентируясь на слои.
Теперь можно начинать формовку стен ямы, если она есть. Их доводят до уровня чистого пола или даже немного выше, чтобы вы могли мыть машину прямо в гараже, не опасаясь попадания воды.
Демпферный зазор
Иногда стены и пол опускаются или поднимаются. Чтобы в это время стяжка не потрескалась и сохранила целостность, между бетоном и стеной кладут демпфирующую ленту. За счет этого при установке получается зазор, позволяющий не тянуть всю конструкцию вместе с отводом стены. По этой причине бетонный пол на земле получил второе название «плавающий». Вместо ленты можно использовать тонкий поролон толщиной 10 мм, предварительно разрезав листы на полоски шириной 15 см. Если часть ленты будет выступать над отделкой, обрежьте ее.
Теплоизоляция
Утепление пола
Гараж — это не отапливаемое здание, и многие подумают, что теплоизоляция — это то, на чем можно сэкономить. Однако есть фактор в пользу теплоизоляции. В машине поломки случаются в любое время года, а зимой обогреть промерзший гараж будет дороже, чем отремонтировать. Теплоизоляция экономит до 20% затрат энергии на отопление. Для теплоизоляции пола используется специальный материал — пенополистирол. Листы толщиной около 20 мм плотно прилегают к гидроизоляционному слою. Сверху слой покрывают пленкой.
Теплоизоляция необходима для снижения теплопотерь и энергозатрат при принудительном и быстром обогреве гаража в холодное время года.
Гидроизоляция
Современные технологии позволяют использовать недорогие и эффективные методы обеспечения гидроизоляции будущего покрытия, исключая его контакт с почвой и водоносными горизонтами. Например, обычное пластиковое покрытие, используемое в теплицах и теплицах. Есть и более «серьезные» составы — полимерные и битумные. Их нужно нанести на готовый препарат, дождаться высыхания, а затем перейти к следующему этапу — укладке арматурного каркаса.
Заливка чернового пола
После укладки гидроизоляции необходимо оборудовать черновой пол, который является основным и наиболее стойким слоем конструкции. Для создания этого уровня необходимо залить железобетоном. Для его изготовления вам понадобится металлическая сетка с квадратными ячейками 10х10 см и стальной стержень диаметром около 7 мм. Сетка будет установлена внизу конструкции, но только после того, как будет создана опалубка.
Расположение опалубки зависит от размеров помещения и подготовленной ямы. Если гараж не отличается большой площадью, то достаточно будет сплошной опалубки, установленной по периметру. Сетка в маленькой комнате может быть распределена по всей поверхности в целом.
В большом гараже лучше всего подходит квадратная опалубка, которая равномерно распределяется по всей площади. В этом случае будет намного удобнее отрегулировать высоту земляного полотна и равномерно залить бетон, а внутри каждого участка опалубки необходимо разместить сетку.
В любом случае после завершения установки опалубки необходимо залить раствор и разровнять правилом. Когда раствор застынет, все элементы опалубки снимаются, а оставшиеся зазоры заполняются раствором и выравниваются до остального уровня. Знание того, как выровнять пол в гараже своими руками, может сэкономить много денег.
Важно знать, как сделать раствор для стяжки. Оптимальное соотношение — 1: 3: 3 (бетон, просеянный песок и щебень). Очень часто возникает вопрос, какой маркой бетона заливать пол гаража, чтобы он был максимально качественным. Специалисты рекомендуют использовать отметку не менее 400 М — тогда характеристики пола будут приемлемыми.
При замешивании раствора необходимо «угадать» нужное количество воды, чтобы полученная консистенция была не слишком жидкой, но и не слишком сухой. Правильно замешанный раствор позволит избежать проблем, связанных с пустотами в бетонной стяжке.
Пол после заливки просто должен просохнуть и этот процесс тоже требует внимания. Литую основу необходимо накрыть герметичной пленкой. На следующий день пленку необходимо снять, чтобы немного смочить бетон. Этот шаг необходимо повторять несколько недель, чтобы стяжка полностью высохла и только после этого можно продолжить работу. Читайте также: «Как залить пол в гараже своими руками — инструкция».
Армирование
Бетонный пол необходимо укрепить, так как он постоянно подвергается большим нагрузкам. Для монтажа вам понадобится готовая сетка с размером клетки 15 см и диаметром проволоки 7-8 мм.
Способ установки:
- Сетка укладывается частями, перекрывающими друг друга на расстоянии 1 ячейки.
- Детали связываются проволокой или пластиковыми зажимами. Получается единая система армирования.
- Сетка не должна укладываться прямо на фольгу, ее нужно класть посередине бетона. Если глубина меньше 3 см, сетка может разъесться.
- С помощью кирпича или специальных опор его поднимают на 4-6 см над слоем гидроизоляции. Такое расположение предотвратит растрескивание стяжки и продлит срок ее службы.
Установка маяков
С помощью маяков и строительных правил проводится выравнивание бетонной стяжки. Фары можно купить в магазине или сделать из труб, прутков. Правила установки:
- Маяки ставят параллельно отметкам, сделанным на стенах под бетонную плиту.
- Замешивается густой раствор, из которого раскладываются горки. На них давят маячки. Работу начинают вести вдоль стены напротив дверей, постепенно продвигаясь к выходу.
- Расстояние между светильниками должно быть не более 25 см (длина линейки). Монтаж первого маяка осуществляется на расстоянии 30 см от стены.
Для того, чтобы вода самостоятельно стекала с тротуара на улицу, бетонное покрытие должно иметь небольшой уклон. Маяки убирают через 24 часа после затопления. Полученные углубления заливаются бетоном и выравниваются с полом.
Финишная стяжка
Последний этап — создание тонкой стяжки. На слой утеплителя устанавливается армирующая сетка, на которой необходимо закрепить маяки для определения уровня (читайте: «Как сделать стяжку в гараже своими руками»). Уровень готового пола желательно отрегулировать таким образом, чтобы образовался минимальный уклон в сторону ворот: в этом случае любая жидкость, которая оседает на полу гаража, будет выходить наружу.
Финишная стяжка гаража оборудована по той же технологии, что и сырая стяжка. Высота последнего слоя обычно 30-50 см.
Способы упрочнения и обеспыливания
Практичный владелец гаража позаботится не только о прочности пола, но и о его гладкости. Одна из важнейших задач — создать ровную негигроскопичную поверхность. Этот эффект достигается несколькими способами.
Железнение
Для процесса глажки вам нужно будет вооружиться металлической теркой или подобным инструментом
Самый простой способ укрепить верхний слой стяжки — утюг. Это проверенная временем технология, гарантирующая обеспыливание и уплотнение бетона. Процедуру проводят через 3-4 дня после заливки пола. Суть процесса заключается в растирании сухого цемента на бетонную поверхность или применении различных добавок:
- песок кварцевый промытый и просеянный с фракцией не более 0,2 м;
- стальная фибра — металлические опилки сечением не более 1 мм;
- известковая шпатлевка с цементом, смешанная в соотношении 1:10.
Для работы вам понадобится металлическая терка или любой удобный металлический предмет. Втирание приготовленного состава проводится до появления характерного блеска глянцевой поверхности.
Важно! Перед использованием бетон просеивают через мелкое сито.
Окрашивание
Есть несколько способов укрепить бетонную поверхность с помощью глазури:
- При заливке верхнего слоя пола в цементный раствор добавляется влагостойкая и быстросохнущая краска. При этом учитывается, что цвет поверхности изменится, но не достигнет такой же яркости, как при нанесении краски кистью.
- Используйте краску, предназначенную для разметки дорог. Покройте пол в 2 слоя. В среднем для окраски площади 100 м2 потребуется 90-100 литров краски. Это быстросохнущий состав, затвердевающий за 10 минут.
- Окрашивание кистью износостойкими быстросохнущими красками.
Грунтование
Грунтовка пола применяется для удаления пыли с бетона. Для этого подойдет любой состав, обеспечивающий влагостойкость обрабатываемой поверхности. Грунтовку заливают на пол и распределяют кистью с длинной ручкой или валиком. Как правило, одного слоя недостаточно для достижения желаемого результата. Таким образом, бетонный пол гаража грунтуют дважды, соблюдая необходимый разрыв согласно инструкции.
Топпинг
Топпинг — это процесс уплотнения бетона с использованием специальных добавок. В зависимости от используемых ингредиентов различают разные виды начинок:
- объемные — с добавлением пластификаторов;
- жидкие — с использованием растворимых полимеризационных смесей на полиуретановой, эпоксидной, акриловой основе;
- сухой — с добавлением присадок Terrazzo, Maser Top 100, Master Top 450».
Любая из вышеперечисленных технологий укрепляет только верхний слой бетонной стяжки. Покрытие необходимо обновлять каждые 3-5 лет.
Мытый (промывной) бетон
Мытый бетон сочетает в себе прочность и декоративный эффект
Мытый бетон — это каменистая поверхность, каждый элемент которой надежно удерживается цементным раствором. Долговечность этого покрытия высока, поэтому рекомендуется для обустройства складов, автостоянок и гаражей. Благодаря декоративному эффекту широко используется в ландшафтном дизайне, для оформления входных групп и ступеней.
Чтобы получить промытый бетон, вам потребуются материалы:
- заполнитель фракцией 5-10 мм (гранитная или мраморная крошка, щебень, доломит, гравий);
- просеянный карьерный песок;
- портландцемент М400;
- гель-замедлитель упрочнения финишного слоя бетона (можно заменить сахарным сиропом или моющим средством «Прогресс»);
- пластиковые формы для тротуарной плитки или самодельной деревянной обрешетки.
Инструменты:
- гидродинамическая стирка типа «Керхер» (вместо отбеливания можно использовать ручной насос с давлением 0,5 МПа);
- бетономешалка;
- проточная вода;
- кисть с синтетической жесткой щетиной.
Этапы работы:
- Бетономешалка заполняется 1 частью цемента, 3 частями песка и 4 частями заполнителя. Раствор готовится за несколько минут.
- Полученную массу помещают в формы, дно которых предварительно покрывают слоем геля.
- Подождите, пока смесь застынет.
- Выносим готовую продукцию.
- Смыть под напором струи воды, очистив гель щеткой..
Важно! Обработка поверхности водой проводится сразу после зачистки. В противном случае гель будет сложнее смыть.
Укладка керамогранита
Керамогранит — надежный и эстетичный вариант покрытия бетонного пола
Для облицовки бетонного пола в гараже понадобится керамическая плитка с классом износостойкости не ниже 5. При выборе обратите внимание на лицевую поверхность керамогранита: важно, чтобы она не была гладкой. Оптимальное решение — приобретение плитки с шероховатой или рельефной поверхностью. Это покрытие не скользкое и в то же время легко моется.
Керамогранит укладывается на плиточный клей или цементный раствор. Бетон предварительно грунтуют 1-2 раза. Укладка начинается с одного из самых удаленных уголков, правильность работы регулярно проверяют с помощью спиртового уровня. Швы заполняются влагостойким раствором.
Смотровая яма
Если по проекту в гараже должна быть яма, создается более глубокая яма. Кирпичные стены позволяют сразу заливать бетон. Поскольку слои укладываются под заполнение, у стен образуется необходимый запас прочности. Их можно строить сразу после укладки двух нижних слоев.
Уход за бетоном
Бетонный пол прослужит дольше, если соблюдать правила ухода:
- Солнечные лучи не должны попадать на бетон, поэтому, если в гараже есть окно, его необходимо накрыть.
- Бетон покрывают мокрым полотном в жаркую и сухую погоду. Полотно смачивают водой ежедневно в течение 7 дней. Влага в нем пропитает бетон.
- Если в качестве рубероида используется полиэтилен, его снимают, поверхность заливают водой, затем снова покрывают. Для полива используйте насадку с множеством мелких отверстий.
Проблемы, с которыми часто сталкиваются
Есть ряд вопросов, на которые следует обратить внимание новичкам, чтобы избежать ошибок:
- Проседание площадей полов. Скорее всего, в препарате образовались пробелы или сама подготовка была сделана недостаточно.
- Трещины (поверхностная или глубокая сетка). Нарушена технология: неправильный выбор водоцементного отношения, нагрузка прикладывалась до схватывания смеси (28 суток), работы проводились при отрицательных температурах.
- Визуально заметна перепад высот по углам, по бокам, по центру плиты, впадина (уступ). Фары выставлены неправильно или бетон делался без них, смесь не разравнивалась после укладки.
- В некоторых местах образовались зазоры под твердым верхним слоем. Смесь не вибрировала, в результате чего щебень неравномерно заполнял опалубку.
Соблюдение технологических требований, неукоснительное соблюдение правил укладки позволит получить надежный и качественный пол, который прослужит долго.
Рекомендации
Подвальный гараж популярен тем, что эффективно экономит место. Перед началом строительства важно изучить уровень грунта и грунтовых вод на строительной площадке. Дно фундамента засыпано слоем щебня и песка, обработано битумной мастикой. Особое внимание уделяется гидроизоляции и теплоизоляции цокольного этажа и стен. Чтобы избежать повышения уровня влажности в помещении, позаботьтесь о надежной вентиляции в подвале.
Перекрытие погреба в гараже должно быть очень надежным, ведь оно выдержит нагрузку автомобиля. Самая качественная и самая прочная плита — это бетонная плита, в которой используется массивный арматурный каркас. Если подвал размером со смотровую яму, можно перекрыть его деревянными досками.
Чтобы покрыть крышу гаража, нужно определиться с ее типом (односкатная или двускатная). Двускатная крыша практична, она позволит оборудовать чердак и хранить необходимые инструменты и материалы. Наиболее популярны для перекрытия шифер, гофрокартон и металлочерепица.