Смотровая яма в гараже для ремонта автомобиля: как сделать своими руками

Функции и необходимость смотровой и овощной ямы в гараже

Необходимость смотровой ямы в гараже очевидна, так как в случае замены масла, мелкого ремонта днища кузова или планового осмотра придется потратить несколько часов на дорогу до АЗС и оплатить дорогое обслуживание.

Яма для технического ремонта автомобиля также может быть использована как погреб или огород. Для этого внутри него сконструированы ниши и полочки.

Условием качественного использования смотровой ямы как технического помещения и места хранения продуктов является соблюдение всех строительных норм и наличие надежной гидроизоляции пола и стен.

Даже такая простая конструкция требует тщательного планирования. Важным моментом при этом является определение качества почвы и уровня грунтовых вод. Самая подходящая основа для таких конструкций — глинистый грунт. Его особенность заключается в том, что он не пропускает влагу, а значит, может стать своеобразным гидроизоляционным слоем.

При большом скоплении грунтовых вод и высоком уровне их расположения смотровая яма дополнительно оснащается дренажной системой для удаления лишней влаги, а также погружными насосами для быстрого осушения помещения.

Общий вид смотровой ямы в гараже

Лестница обеспечит комфортный и безопасный спуск

Как сделать смотровую яму: пошаговая инструкция

Для устройства гаражной смотровой ямы не обязательно иметь диплом строителя. Просто следуйте пошаговой инструкции.

Из кирпича: пошаговый фотоотчет

Мы начали рыть котлован под фундамент
Мы начали рыть котлован под фундамент

По ходу выемки следите за влажностью почвы. Если вы достигли проектной глубины (необходимая + толщина стяжки) и все равно нет влаги, можно обойтись без гидроизоляции. Тем, кто не хочет рисковать, можно порекомендовать сразу же раскатать пленку.

Выравниваем стены. Не обязательно добиваться идеальной геометрии, но и не должно быть заметных неровностей и ям. Также выравниваем дно ямы, утрамбовываем, хорошо утрамбовывая почву. Обычно используется ручная трамбовка. На дно насыпается слой щебня (дважды по 5 см), каждый слой также тщательно утрамбовывается. Далее следует слой песка. Достаточно 5 см. Песок увлажняют, утрамбовывают до большой плотности, чтобы ступня не оставляла отпечатков. Далее укладываем гидроизоляционную пленку.

Покрываем дно и стены гидроизоляционной пленкой
Покрываем дно и стены гидроизоляционной пленкой

Хорошо выравниваем, заправляя по углам. Листы укладываем внахлест 15 см, которые склеиваем двусторонним скотчем. Чтобы края не скатывались, прижимаем под рукой материалы: доски, камни.

Снизу кладем слой утеплителя, сверху — проволочную армирующую сетку. Все это заливаем бетоном марки М 200. Толщина слоя не менее 5 см. Для облегчения навигации при укладке делаем на пленке отметки, с помощью которых можно проверить толщину слоя.

Если использовать портландцемент М 400, пропорции будут такими: 1 часть цемента, 3 части песка, 5 частей среднего и мелкого щебня.

Смотровая шахта для гаража: пол залит
В гараже строится смотровая яма — пол залит бетоном

Ждем несколько дней, пока бетон наберет 50% прочности. Точное время зависит от температуры. Если будет около + 20 ° C, придется ждать 5-6 дней. Если + 17 ° C, это уже две недели.

Приступаем к кладке стен. Было решено сделать в пол кирпича. Кирпич был использован, пропало около 850 штук (размер ямы 4,2 * 0,8 * 1,7м). Стены располагались по кругу у локтя.

Возводим плокирки стены
Возводим плокирки стены

На уровне 1,2 метра от пола было решено сделать нишу для инструмента. Высота его — 3 ряда кирпича, верх обшит кованой доской.

Как делается нищий
Как делается нищий

Чтобы не пришлось выкладывать нишу под кирпич, вставляется металлическая вставка. Коробка сварная, подходящего размера.

Металлическая коробка
Металлическая коробка

К тому же стены выдвинуты почти до уровня пола гаража. Часть стен заменили двумя участками каналов. При необходимости домкраты опираются на дно. В верхнем ряду укладывается металлический уголок с полкой 50 мм, толщина стали 5 мм.

Канал по обеим сторонам смотровой ямы в гараже
Канал по обеим сторонам смотровой ямы в гараже

Уголок открывается так, что одна его полочка свисает, вторая закрывает часть верхней поверхности кирпича. Чтобы стена не обрушилась под нагрузкой, к этому углу приваривают закладные, которые потом соединяют с армирующим поясом бетонного пола в гараже.

Угловой монтаж, встраиваемый приварной
Угловой монтаж, встраиваемый приварной

Кроме того, были проведены подготовительные работы к устройству бетонного пола и он залит бетоном.

Залить пол в гараже - уровень бетона у верхнего края угла
Залить пол в гараже — уровень бетона у верхнего края угла.

Вторая сторона зацементирована
Вторая сторона зацементирована

Особенности изготовления стенок из бетона

При заливке бетонных стен необходимо сделать опалубку. Сделать ее проще из листового материала — строительной влагостойкой фанеры толщиной 16 мм, OSB. Щиты нужного размера сбиваются, с внешней стороны укрепляются прутьями. Они необходимы, чтобы фанера или OSB не прогибались под давлением бетона. Сначала кладем внешние части опалубки. Если стенки ямы ровные, проблем не будет. Вам просто нужно откинуть их назад, поставить прямо.

Затем обнажаются внутренние панели опалубки. Между ними должно быть расстояние не менее 15 см, чтобы стены не деформировались в процессе заливки, между ними ставятся распорки.

Пример опалубки смотровой ямы в гараже
Пример опалубки смотровой ямы в гараже

Рекомендуется заполнять его за один раз. Заполненные участки необходимо штыкать или обработать погружным вибратором для бетона. Снимите опалубку через два-три дня. После этого можно установить уголок с приваренными встроенными прутьями (планками) и приступить к заливке пола.

Требования

Разработаны стандарты устройства ям для ремонта автомобилей, но они распространяются только на предприятия, занимающиеся осмотром и обслуживанием автомобильной техники. Техническая база должна быть зарегистрирована, поэтому предполагается, что она соответствует действующему ГОСТу.

В смотровой яме должны быть предусмотрены:

  • безопасность — как для человека, так и для автомобиля и других строительных конструкций;
  • удобство при работе: в помещении можно стоять в полный рост;
  • простота обслуживания — ремонт и чистка несложны.

При мойке автомобиля объект необходимо защитить от грунтовых вод и затопления. Когда яма не используется, она должна быть закрыта сверху перемычкой или крышкой, чтобы никто не упал в нее.

В условиях частной застройки стандарты никто не проверяет, поэтому каждый владелец гаража волен решать этот вопрос по своему желанию. Но это не значит, что должны быть нарушены разумные требования по удобству и безопасности эксплуатации котлована. Необходимо соблюдать меры безопасности.

Материалы и инструменты

Чаще всего для изготовления используют бетон, дерево, металл или кирпич.

Чтобы рассчитать необходимое количество бетона, нужно воспользоваться формулой, определяющей объем. Для этого нужно значения умножить на длину, ширину и высоту стены. Аналогичные расчеты производятся для пола.

Если при строительстве котлована используется кирпич, то, зная его параметры, несложно рассчитать необходимое количество этого материала по частям. Размеры красного кирпича 250х120х60 мм.

При строительстве смотровой ямы не обойтись без следующих инструментов:

  • лезвия лопаты и штыка;
  • ковши для земляных работ и цементного конгломерата;
  • кельмы;
  • сварочный аппарат;
  • ножовки.

Также потребуются следующие материалы:

  • кирпичи;
  • цемент, песок, щебень;
  • бетон М200 для основания;
  • доски сечением 400х50 мм;
  • арматурные стержни;
  • металлический уголок шириной 50 мм;
  • гидроизоляционный материал.

Размеры смотровой ямы в гараже

Строгих рекомендаций по размерам гаражных ям вы не найдете. В основном они основаны на параметрах машины и ее собственном росте. Размеры гаражной ямы выбираются из следующих соображений:

  • Ширина должна быть достаточно большой, чтобы с ней было удобно работать. В то же время оно ограничено расстоянием между колесами автомобиля: на каждом колесе должно быть место для маневра. В среднем ширина смотровой ямы составляет 80 см и более.
  • Его длина зависит от длины транспортного средства. К размеру машины прибавьте 1 метр. Этого достаточно для комфортной работы.
  • Глубина рассчитывается исходя из вашего роста — ваш рост + 10-15 см, в этом случае вам не нужно беспокоиться о том, чтобы удариться головой. Если нужно долго работать с поднятыми руками, можно сбить специальную табуретку и наступить на нее. В смотровой яме можно немного приподнять пол по деревянной лестнице.

Разрез котлована
Разрез котлована

Это далеко не догма. Каждый поступает так, как считает нужным. Кому-то глубокие ямы кажутся неудобными и делают их почти точно по высоте, а иногда и ниже — 1,5 метра. Если учесть расстояние машины от пола ямы до днища машины, то получится примерно 1,7-1,8 метра. Вы можете сделать это так.

Еще одна точка в длину. Иногда не получается проделать длинную дырку. Затем делают примерно половину длины автомобиля, двигая его вперед или назад, в зависимости от того, какая часть автомобиля нуждается в осмотре или ремонте.

Теперь о том, где разместить яму в гараже. Обычно его немного смещают к одной из стен, оставляя широкую сторону для установки оборудования, хранения запчастей и т.д. При этом от края котлована до ближайшей стены должно быть не менее 1 метра.

Это все для этого. Сразу отметим, что речь шла об окончательных размерах котлована. При разметке ямы вам нужно будет придать стенам толщину и копать глубже до высоты стяжки (если вы это сделаете).

Легкового

Для автомобилей размер ямы будет немного меньше, так как это определяется размером автомобиля. К тому же можно меньше внимания уделить укреплению стен. Основные размерные параметры обсуждались выше.

машина входит

Грузового

Грузовая яма имеет большую длину, но если предполагается, что на ней ведутся работы как для грузовиков, так и для легковых автомобилей, то ширина адаптируется к проезжей части легкового автомобиля.

Учитывая большую массу тележки и повышенную нагрузку на пол, это необходимо учитывать при укреплении стен.

Разметка и формирование котлована

Первое, что нужно сделать, это разметить и вырыть яму.

Для этого:

  • измерить ширину и длину ямы по установленным размерам;
  • забейте колышки во все 4 угла и натяните леску;
  • копать яму строго по обозначенным признакам;
  • выровнять стены;
  • дно засыпать 2 слоями щебня любой фракции (высота 5 см), каждый раз промокая;
  • засыпать слоем строительного песка (5 см) и также утрамбовать.

Внимание! Придется утрамбовать дно, пока не будут видны следы.

Вентиляция и электричество

Для устройства вентиляции смотровой ямы в гараже обычно используют обычные трубы ПВХ, которые применяются в сантехнике. Для их вставки оставляют необходимые отверстия перед заливкой стен бетоном или во время кладки.

Приточный воздуховод размещается на высоте 150 мм от пола, вытяжной — примерно в 250 мм от верхнего уровня ямы. Заранее, на начальном этапе, необходимо предусмотреть подачу электричества в яму. Ведь нужно установить хотя бы одну розетку для дополнительного освещения и включения электроинструмента.

Многие владельцы гаражей пренебрегают установкой вентиляции в яме, но безуспешно. Свободный воздухообмен помогает удалить лишнюю влагу. Кроме того, выхлопные газы автомобиля тяжелее воздуха и могут скапливаться в смотровой яме, что небезопасно для здоровья человека.

Способы организации вентиляции

Как сделать гаражную смотровую яму: особенности и этапы эксплуатации

Некоторые мастера ограничиваются системой общей вентиляции, которая уже оборудована в гараже. Однако лучшее решение — раздельная защита: иначе в смотровой яме может появиться затхлый запах и «поднимутся» ароматы горного дела и бензина.

В этом случае вентиляция организована так же, как и установки в подвалах. Однако возможно совмещение с гаражными трубами — с воздуховодом и вытяжкой. Надо сказать, что это решение оптимальное. Оба канала разветвляются на две ветви:

  1. Прямой приток предназначен для основного корпуса, а нижний, вертикальный — в смотровую яму.
  2. Вытяжной канал находится на противоположной стене. Также имеет два ответвления: для гаража — под потолком, для колодца — внутри него, но на небольшом расстоянии от пола основного помещения.

Как сделать гаражную смотровую яму: особенности и этапы эксплуатации

Те, кто не хочет обновлять вентиляцию имеющегося гаража, делают иначе — создают автономную систему. В этом случае приточно-вытяжные каналы размещают на противоположных стенах, либо на одной, но в противоположных углах.

Приток происходит на расстоянии 100-150 мм от пола котлована, слив — на расстоянии 200-250 мм от верхнего края стены. Первую (нижнюю) вентиляционную трубу часто вытаскивают через фундамент. Проемы, выходящие на улицу, защищены решетками. Приточный патрубок приподнят над поверхностью земли на 500 мм, вытяжной колпак — на 2000-2500 мм. Сверху установлен зонт-капюшон, который защитит вентиляционный канал от атмосферных осадков и ветра.

Гидроизоляция

Гидроизоляция необходима для защиты смотровой ямы от грунтовых вод. Он бывает 2-х видов:

Наружная

В процессе его выполнения яма покрывается водонепроницаемым материалом. Каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий минимум на 15 см. Края пленки на 20-25 см выходят на пол гаража. Для дополнительной прочности стыки склеиваются двусторонним скотчем.

Наружное утепление проводится исключительно при строительстве котлована. Некоторые пренебрегают этим, мотивируя это глубоким наличием грунтовых вод, то есть минимальным риском их попадания в котлован. Однако вероятность его увеличения существует всегда. Однако по этой причине лучше не пренебрегать таким видом защиты, как внешняя гидроизоляция.

Внутренняя

Этот вид гидроизоляции предполагает обработку стен и дна котлована специальными составами, снижающими гигроскопичность строительного материала. В идеале выбрать специальный состав, предназначенный для ухода за бассейнами. Выглядит привлекательнее и лучше защищает.

Еще один способ не допустить попадания излишней влаги в яму — оборудовать кессон, представляющий собой металлический ящик, устанавливаемый в самом яме. Чтобы устройство не раздавилось водой, к бокам приваривают металлические прутья длиной около 1 м и вбивают их в землю.

Когда после постройки грунтовые воды попадают в яму, избавиться от нее можно с помощью так называемой ямы — ямы, сделанной в одном месте, и углубления, закрепленного бетоном. Это позволит собирать влагу в одном месте и облегчит работу в самой яме.

Устройство кессона

Есть еще один вариант спасения от земли — изготовление металлического кессона. Ящик подходящего размера выпекается из листового металла, обрабатывается антикоррозийными составами и затем устанавливается в яму. Если сварные швы заделаны, воды не будет, но может возникнуть другая проблема. Большое количество воды может вызвать переполнение кессона. Говорят, «открывается».

Чтобы избежать такой ситуации, к бокам кессона с внешней стороны приваривают уголки и стержни, которые уходят в землю на 1-1,5 метра. Чтобы при этом объем земляных работ был не очень большим (котлован с учетом этих подкосов получился большим), можно схитрить. Перед установкой кессона в грунт посадите уголки или металлические стержни, выпуская концы наружу. Их можно приварить к корпусу ящика после установки. Камень все равно придется увеличивать (его нужно варить снаружи), но размеры все равно будут меньше. Второе преимущество этого метода в том, что стержни будут вбиваться в плотный грунт, а значит, они будут лучше удерживать кессон.

Еще один способ исключить «плавание» кессона — просверлить отверстие в стене на определенной высоте. Если вода поднимется до своего уровня, она начнет литься внутрь. Затем воду можно откачивать, главное, чтобы все оставалось на своих местах. Смотровая яма в гараже, устроенная по такому принципу, простояла более 20 лет, пока металл не заржавел.

Внутренняя отделка ямы

Так как автомобиль требует ремонта даже в холодное время года, рекомендуется заизолировать смотровую яму. Для этого часто используют экструдированный пенополистирол, который укладывают на стены и пол между гидроизоляционной мембраной и внутренней облицовкой.

На утеплитель кладется армирующая сетка и пол заливается бетоном (5 см). Бетон можно сделать вручную, смешав 1 час цемента М 400, 3 часа песка и 5 часов щебня.

После застывания бетона (1-2 недели) стены кладут. Для этого рекомендуется использовать:

  • кирпич (желательно влагостойкий керамический). Смотровая яма в гараже своими руками из кирпича обычно делается из полкирпича;
  • здания;
  • железобетон (марка М 250). Для армирования используется специальная армирующая или армирующая сетка. Толщина бетонной стены около 20 см.

Если облицевать стены кирпичом или кирпичом несложно, заливкой бетона в стены придется повозиться еще чем-нибудь. Перед их заливкой нужно сделать деревянную опалубку.

Совет! В стенах рекомендуется делать ниши с полками, в которых удобно хранить инструменты. Такие ниши украшают металлические уголки.

После устройства стен вокруг входа в яму устанавливают металлическое ограждение, которое должно возвышаться примерно на 20 см над уровнем пола гаража.

Отделка стен и пола

Пол необходимо залить бетоном после того, как будут установлены стены. Подготавливается проволочная сетка или проволочная броня. Каркас необходимо полностью залить раствором.

Для улучшения внешнего вида котлована кирпичные стены оштукатуривают или облицовывают керамической плиткой. Важно предусмотреть наличие ниш для инструментов в стенах, это обеспечит удобство работы в яме.

Пол тщательно выровняется и таким же образом отделан. Если вы решили выложить плитку на пол, для обеспечения безопасности подбираются нескользящие материалы.

плоский пол

Для предотвращения случайного соскальзывания колес автомобиля в яму бамперы колес выполнены из металлического уголка, установленного с учетом колеи автомобиля.

Утепление

Отопление осуществляется при помощи рубероида и плит пенополистирола. Кровельный материал укладывается внахлест на стены и пол, а затем конструкции накрываются изоляционными плитами, закрепленными специальным клеем. Это предотвращает замерзание элементов и скопление конденсата зимой.

Подсветка

Для устройства подсветки при выполнении облицовки стен прокладывается электропроводка, а затем устанавливаются осветительные лампы. Для обеспечения безопасности световые элементы выполнены с закрытыми шторами и защитой от механических повреждений.

Оформление дна

Дно смотровой ямы может быть земляным или заливным. В свою очередь бетон покрывают плиткой, резиной или деревом (доски, лестницы).

Дополнительные удобства

Как сделать гаражную смотровую яму: особенности и этапы эксплуатации

Это масштаб и освещение. В качестве первого элемента он может выступать в качестве простой металлической конструкции, приваренной к рамке ограничителя. Однако не менее популярны эскалаторы, которые снимают после завершения ремонта или обслуживания машины.

Если хозяева предпочитают работать с комфортом, мини-комнату электрифицировали. Электропроводка спрятана в гофрированной трубке. Розетки для люка устанавливаются в нишах. Устройства должны иметь герметичный корпус и надежную защиту от механических повреждений. Выключатели необходимо вытаскивать из конструкции, в гараже они устанавливаются отдельно от другой бытовой техники.

Как сделать гаражную смотровую яму: особенности и этапы эксплуатации

Для освещения ямы используются низковольтные устройства, поэтому нужно приобретать понижающий трансформатор. Он установлен в приборной панели со счетчиком. Вращающиеся светильники считаются идеальными для ремонта и обслуживания автомобилей, поскольку они позволяют направить свет в нужную рабочую зону. Альтернативное освещение смотровой ямы: переносные и переносные устройства, работающие от аккумуляторов. Еще один потенциальный (или дополнительный) вариант — покупка светодиодного проектора.

Реализация встроенной конструкции — операция непростая. Если у владельца автомобиля еще нет опыта, для начала лучше посмотреть видео, как сделать смотровую яму в гараже. После «внимательного» ознакомления со всеми этапами строительства он решится на «затею» или откажется от этого начинания, выбрав другой вариант. Более дорогим, но простым выходом будет покупка пластиковой смотровой ямы и установка ее из рук профессионалов.

Завершающий этап

Завещание — установка металлического каркаса вокруг входа в яму. Важно, чтобы он немного выступал над уровнем гаражного бокса.

После создания котлована желательно сделать лестницу. В качестве материала подойдут уголки из дерева или металла. Если блок небольшой, лестница будет удобнее стандартной. Однако в некоторых случаях ступени необходимо делать из кирпича или бетона.

Лестница и щит

Кроме того, после создания ямы вы должны использовать дорожку, чтобы закрыть ее, когда вы не собираетесь ее использовать.

Смотровая яма в гараже — не роскошь, а необходимость для тех, кто хочет своими руками отремонтировать мелкие неисправности автомобиля. Это позволит вам с комфортом выполнять всю работу. Конечно, на его настройку уйдет много времени и денег, но оно того стоит.

Чем закрыть готовую смотровую яму

Крытая смотровая яма не только защитит автомобиль от случайных поломок, но и послужит дополнительным слоем гидроизоляции. При отсутствии покрытия испаренная влага откладывается на нижних частях кузова, создавая тем самым благоприятные условия для образования коррозии металлов. Чтобы избежать подобных проблем, смотровая яма накрывается. Для этого используются металлические листы или панели.

Дерево — относительно дешевый и легкий материал. При необходимости карты легко заменить. Их выбирают из твердых пород дерева, таких как дуб и лиственница. Перед использованием доски покрываются противогрибковыми пропитками и антисептическими средствами. Их закладывают в отверстия металлических уголков, закрепленных в верхней части смотровой ямы. Каждая доска должна иметь толщину более 40 мм.

Накройте смотровую яму в гараже

Наиболее подходящий вариант для этой цели — вкладки.

Использование металла менее удобно, так как этот материал тяжелый, дорогой и не устойчивый к коррозии. В процессе эксплуатации его поверхность изгибается.

Изготовление крышки для смотровой ямы

Как сделать гаражную смотровую яму: особенности и этапы эксплуатации

Чтобы построить этот элемент, вы можете выбрать один из нескольких вариантов. Самый простой способ — укладывать отдельные доски, не соединяя их. Однако вряд ли это решение будет рентабельным. Более популярна другая простая конструкция — доски, собранные из бруса. Но и они — не лучший выбор: крупные элементы потребуют от гаража свободного места, а хозяева — значительных усилий при открытии и закрытии ямы.

Откидная крышка из досок и дупла будет оптимальной. Для его изготовления вам потребуются пиломатериалы, длина которых равна ширине смотровой ямы, а толщина составляет от 35 до 50 мм. Самому мастеру потребуется найти подходящую и прочную веревку, но веревка с полимерным покрытием — лучший кандидат. На такое же расстояние между досками потребуются небольшие пружины или резиновая трубка. Его нужно нарезать небольшими кусочками.

Как сделать гаражную смотровую яму: особенности и этапы эксплуатации

  1. Сначала дерево обрабатывают антисептиком и антипиреном. После высыхания защитных составов доски покрывают лаком или краской.
  2. На концах всех заготовок по краям просверливают 2 сквозных отверстия (5 мм). Затем доски «продевают» на тросы, помещая между элементами пружины или кембрик.

Концы кабеля надежно прикреплены к первой и последней платам. Идеальным решением для этого являются предварительно нарезанные канавки, которые можно легко скрыть под акриловым герметиком. Для максимального комфорта к первому элементу прикрепляют одну-две ручки. Открывать такую ​​крышку движением навстречу себе. Альтернативный вариант — свернуть раму в рулон.

Сложности, с которыми можно столкнуться

Автовладелец должен учитывать следующие проблемы, которые иногда сопровождают строительство смотровой ямы:

  • неглубокие грунтовые воды — потребуется провести тщательную гидроизоляцию и, если проблему не удастся полностью устранить, устроить яму и дренаж для скопления влаги;
  • недостаточная площадь помещения, где устраивается котлован — в этом случае строительство следует вести в другом месте. Котлован ни в коем случае не должен повреждать основы существующих конструкций;
  • ненадлежащее качество материалов — при покупке цемента и других составов необходимо обращаться в проверенные точки продаж, так как при недостаточном качестве работы значительно затянутся и приведут к перерасходу средств.

Необходимо заранее подготовить работу, рассчитать необходимое количество материалов, подготовить инструменты и оборудование. Строительство должно быть завершено как можно скорее, чтобы обеспечить соблюдение температурных условий, подходящих для сезона, и обеспечить качество работ.

Смотровая яма — необходимый элемент гаража любого автолюбителя, но при его строительстве необходимо обеспечить соблюдение всех требований по выбору материалов и разработке проекта.

Это обеспечит удобство обслуживания и ремонта автомобиля с соблюдением требований безопасности.

Фото самодельной смотровой ямы в гараже

Оцените статью
Блог про гараж